Aingm

От пользователя FantLab Apiarist

Если честно, писать отзыв не хотел. Отзывы у меня возникают лишь когда мне настолько хочется / интересно поделиться своим впечатлением от произведения, что намерение выразить мнение, ощущения, эмоции формируется будто бы само собой. В случае с «Аингмом» этого нет.
Тем не менее. Что есть «Аингм»? Попытка автора создать глобальное, глобальное настолько, что идея существования второй Вселенной не просто вплетена в историю, но, судя по всему, будет развиваться в остальных, если не ошибаюсь, девяти книгах. Автор берется работать с очень крупным планом, забывая, либо же сознательно игнорируя то, что литературно-художественные истории привлекают возможностью погружения в них, а это применительно к роману практически невозможно (со мной было лишь в некоторых эпизодах). Виной тому не только (или даже не столько) масштаб, а стиль, особенности языка романа. Но обо всё по порядку.


Есть реальность – мир Земли двадцать четвертого столетия, где функционирует главный герой Роно Моуди, очень интеллектуально развитый молодой человек, который, однако, по воле автора выказывает порой такие реакции, что утверждение о его развитости значительно теряет в весе. Есть Куандерон – параллельный пласт реальности, находящийся в неразрывной связи с миром обычным. Переход туда доступен, судя по всему, очень немногим и крайне небезопасен: нужно преодолеть некий барьер, через который проходят сознание и душа, и адекватно инициализироваться, без потерь для, собственно, сознания и души. Мир Куандерона живет по своим законам, суть и выражение которых отчасти можно охарактеризовать фразой «мысли материализуются». Куандерон, насколько понял, мир духовного развития. Отмечу, идея Куандерона смотрится симпатично, интересна и кажется перспективной.


Несколько сотен лет Земля испытывает вторжение инопланетной расы, метод интервенции которой – внедрение себя в людей и последующая «тихая», но тотальная экспансия. В итоге человечество стоит у черты, а возглавить сопротивление может / должен лишь достойный, тот, кому ведомы причины и следствия происходящего, тот, кто способен, став на путь духовного развития, повести за собой остальных. Роно Моуди. Ключевое место в истории интервенции отводится русскому народу. От подачи его исключительности ввиду присущих ему уникальных духовных качеств мне, наверное, должно быть лестно. Можно догадаться, что подобного не испытал. Всё потому, что, соглашаясь в принципе с точкой зрения автора, не люблю крайностей. Эксплуатация же образов отдельных исторических личностей ничего, кроме раздражения, не вызвала – не потому, что плохо и не имеет права на существование (тут как раз всё укладывается в фантдопущение), а просто потому, что подобная интерпретация кажется мне слишком вольной.


Также события разворачиваются в советское время, накануне распада СССР – практически исключительно для того, чтобы показать рождение и определенное развитие другого героя, Александра (не могу назвать его вторым «главным» для романа, но для истории в целом, надо полагать, он один из ключевых). И есть еще где-то в Космосе мир Аингма. Его населяют сверхразвитые существа, смысл жизни которых – постоянное духовное совершенствование. И обладают они, разумеется, удивительными способностями <фраза лишена сарказма>, духовное, ментальное развитие достигает впечатляющих высот. Мир этот весьма интересен, описание его канонов выглядит целостно, фантазия у автора на хорошем уровне (и сам замысел Аингма, проработка принципов и особенностей жизни его обитателей заслуживают похвалы), но, на мой взгляд, в некоторых моментах автор явно перебарщивает (специфика вынашивания детей). Это с одной стороны. С другой – допускает очень существенный промах, когда задействует в описании понятия, образы, сравнения из жизни землян, а повествование при этом идет НЕ от лица персонажа-человека, только который и мог бы достоверно оперировать указанными средствами. Подача мира Аингма «глазами всеведущего автора» заставляла меня видеть этого самого автора и принимать на веру его слова. А читатель ведь вовсе не хочет наблюдать всезнайку-создателя, ему нужно самому погрузиться в историю, которая должна смотреться достоверно. Словом, прокол в методе. Хотя сама по себе идея, как бы взятая по модулю, интересна.


Мир Аингма дает читателю нового героя. Таким образом, их в романе трое. Надо сказать, выписать их объемно у автора не получилось. Может, пока, но представить их читателю наиболее приближенно, однозначно, стоило бы. А так – словно гипсовые фигурки на шахматной доске. Нет, автор старается сделать персонажей объемными – через подачу мыслей, переживаний, узнаваемых поведенческих реакций, но то, КАК он это делает, совершенно не способствует решению задачи. Виной тому неправдоподобность, чрезмерная тонкость и восприимчивость как черты образов. Но автор, однако, может объемно и достоверно изображать персонажей, что видно на примере старика Матвея. Вот этот характер получился отлично. Жаль, образ эпизодический. При этом он самый цельный и живой.


Сюжетные линии вокруг второго и третьего героев подаются как воспринимаемые первым. И коль события развиваются своего рода в трех плоскостях / мирах / временах (или в четырех – смотря как считать), автор намекает на «сферичность» истории: одно, одновременно, и внутри другого, и при этом равновелико.


Есть еще Игра. Даже не глобальная, а Глобальнейшая, которую ведут Высшие сущности. Да, те самые. И, видимо, Игра и будет ключевой темой последующего повествования. Покоробило меня объяснение от автора (в конце романа), на котором акцентируется внимание (курсивом – чтоб до читателя дошло наверняка): суть замысла, характеристика которого имеет красивое название «сферический реализм», постигнуть удастся лишь по окончании всей истории (и лишь при определенном условии – тут, надо полагать, намек на способность / готовность постигнуть).


Идеи, кажущиеся интересными и перспективными, испытывают суровое давление языка и стиля повествования. Да простит меня автор, но ему не хватает мастерства и чувства меры. Местами всё складно да ладно, но только местами. При разнообразии и очевидной небедности языка повествование:
- часто представляет собой хронику,
- содержит избыточное количество метафор (и они бывают неуместны, поэтому складывается ощущение некоторой фальшивости истории),
- не лишено (гхм, гхм) речевых ошибок (поначалу хотел привести отдельные ляпы, но потом передумал – автор, мне кажется, и сам всё способен увидеть при более внимательном прочтении, а читателям вполне может хватить выложенных в инэте отрывков),
- имеет пунктуационные и орфографические ошибки (такое ощущение, что текст достойно не вычитывался).


Предложения, как правило, длинные, изобилуют причастными и деепричастными оборотами. А ведь это, знамо дело, большой «не айс». Ощущение красивости от подобной оборотистой и метафоровой перегруженности, разумеется, лишь кажущееся. Я хотел верить автору, но такими вот особенностями текста автор мне постоянно мешал.


В итоге я отметил идеи, но ввиду характера средств их выражения, отметил «по модулю». Не знаю, может то, о чем напишу сейчас, обусловлено особенностями личности автора (тонкость натуры, например), но порой меня порядком раздражала недостоверность мыслей, реакций и поведения персонажей: слишком возвышенно / трогательно-наивно / совершенно несообразно ситуации. Да, еще по тексту разлит пафос. Отчасти он соответствует глобальности задумки, но лишь отчасти. От совокупности характеристик языка читать было не интересно, хотел поскорее закончить.


Завершить хочу на добром. Аннотация призывает руководствоваться светлыми чувствами, пускаясь в путешествие по мирам «Аингма». И действительно, роман проникнут не только идеей духовного развития, но добром и любовью. И потому жаль, что исполнение подкачало. А ведь есть в книге достойные, содержательно и качественно правильные, по-настоящему ценные посылы.
Искренне желаю автору удачи! У него хорошие идеи.

 

Добавить комментарий


Контакты

Отзывы или пожелания
Вы можете отправлять на E-mail

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.